Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Алишер Навои

Коль слово жаром Истины горит,
Оно и камень в воду превратит.
Навои был глубоким знатоком всех тонкостей человеческой психологии, поэтому главное и ведущее лицо в его стихах — лирический герой, весьма многогранный и сложный, но вместе с тем нередко простой и легко понятный.
 
Знай: справедливость громче славных битв
И выше догм, религий и молитв,..
Алишер Навои  (Низамадди́н Мир Алише́р) (9 февраля 1441, Герат — 3 января 1501, там же) — тюркский поэт, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана.

             О щедрости

 

 

О мудрый муж, от сердца щедрым будь,
И счет своих даяний позабудь!

                           

                             *****

Ведь щедрость — знак душевной красоты,
А жадность — знак душевной нищеты.

 

                            *****

Кто щедр без меры — шум пойдет о нем;
И назовется щедрость мотовством.

 

                            *****

Без всякой меры щедрость — наравне
Со скупостью — ущерб несет казне.
           

                            *****

Такая всем нам заповедь дана:
У щедрости граница быть должна.
 

                            *****

Ты можешь сыпать горсти серебра,
Но только ради блага и добра.
 

                            *****

А из тщеславья деньги раздавать,
Для хвастовства горстями их бросать
Грешно, постыдно! Это дар пустой;
И скупость лучше щедрости такой.
 

                           *****

Богатый дарит щедро. Но беда,
Когда не знает сам — кому? куда?
 

                           *****

Ты на просящих зорко посмотри:
Тем, кто в нужде, — по их нужде дари.
 

                           *****

А ты пресыщенному ставишь стол,
Даришь халат тем, кто и так не гол.
Ты посылаешь лучших скакунов
Владеющему сотней табунов.
 

Но тот, кто сытого на пир зовет,
Голодным же ни корки не дает,
Он с тучей схож, что льет поток воды
В горах, поля минуя и сады.
 

Я проклинаю жадных к серебру,
Что тянутся к народному добру!
 

О, стыд! — У беззащитных отнимать
И часть, корысти ради, раздавать!
От грабежа его — народу вред,
А от его раздачи пользы нет.
 

Кто пред людьми своим величьем горд,
Тот, как алмаз, душой жесток и тверд.
Свеча же, ровно озаряя мрак,
Над строчкой ночи свой подъемлет стяг.
 

Ты щедрыми людьми зови таких,
Что радуются радости других.
Кто сердцем щедр — богат иль беден он, —
Корысти низкой, зависти лишен.
 

На башню благородства никогда
Не вступишь ты — не знающий труда.

                               

 

          О любви

 

Любовь смятенья смерч несет уму,
И чужд влюбленный сущему всему.
 

Живой огонь любви с пожаром схож;
Всю землю охватил его грабеж.
 

А если нет любви — зачем она,
Вселенная? Зачем и жизнь нужна?
 

Кто ищет только внешней красоты,
Томим тоской душевной пустоты.
 

Нет, истинно влюбленный — лишь такой,
Кто чист очами, речью и душой,
Сгорающий в огне сверхбытия
И, все познав, отрекшийся от «я».
 

Лишь искренне влюбленному дано
Блаженного познания вино.
Лишь тот самозабвенно опьянен,
Кто красотою вечною пленен.
Не будь отшельником, в миру живи,
Но не гаси в себе огня любви!
 

Огонь любви невежду не страшит,
Но тот блажен, кто видит и горит.
Вся грязь уничтожается в огне,
А злато очищается в огне.
И тот счастливым будет в двух мирах,
Кому перед огнем неведом страх.

  О пользе людям

 

 

Но те, кому добро несешь любя,
Всегда молиться будут за тебя.
Твое прозванье: «Лучший из людей», —
Его всей жизнью оправдай своей.
 

Чем больше пользы людям принесешь,
Тем больше пользы в том себе найдешь.
 

Но человек, несущий людям вред,
Сам для себя источник худших бед.
 

Кто людям хочет бедствий и вреда,
Знай — это признак низости всегда.
 

Есть в мире и добро, и зло, и грех;
Добро — тайник, открыто зло для всех.
 

Кто видит лишь пороки у других,
Тот недостатков не поймет своих.
 

Кто низок в мыслях, с завистью глядит
На всех, а зависть сердце тяготит.
 

Дыханье розового цветника —
Мученье для навозного жука.
 

А лучшим средь людского рода стал
Тот, кто под ношей мира не упал.
 

Имеешь много — одаряй людей,
Имеешь мало — тоже не жалей.
 

Когда ты вовсе беден — говори,
Сердца словами мудрости дари.
 

Порою наступают времена,
Когда спасает слово — не казна.
 

Но слово — лишь тогда оно сильно,
Когда к добру, как луч, устремлено.
 

Будь, сердце, радо радости людской,
А сердце злобы истомись тоской.

 

Не назовется человеком тот,
Кого людское горе не гнетет.
 

О друг, когда ты в горе иль беде
И не находишь помощи нигде,
И некто вдруг в тот час к тебе придет,
И помогать и утешать начнет,—
Пускай не в силах он тебе помочь,
Ты не гони его презреньем прочь.
 

О мудрый, взвесь: не лучше ль быть таким:
Счастливым,— не отверженным, не злым?
Всех выше те, кто доброе творят,
Но за дела добра не ждут наград.
 

Хрусталь — источник розовой воды —
Хранят в закрытой нише от беды.
А веник — собиратель грязи всей —
Валяется в презренье у дверей.
 

Наступит час: до нитки обдерет
Тебя сейчас дарящий небосвод.

 

 

Об алчных себялюбцах

 

 

Гляжу я: как высокомерен ты...
Былых друзей презрев, уверен ты,
Что три, четыре пальца лишь всего
От неба до затылка твоего.

 

Ты нравом тигра злобного лютей,
И топчешь ты достоинство людей.
Как ты надменно попираешь всех,
Но это — ересь, нечисть, гнусь и грех.
 

С тобою свита — лизоблюдов тьма,
Но нет ни в ком ни чести, ни ума.
Слетелись, словно стаи воронья;
Как падаль, их влечет казна твоя.
О, как они угодничают, льстят,
Как преданно в глаза твои глядят.
Что ни сболтнешь ты спьяну — вздор любой
Зовут вершиной мудрости земной.

     ⁠О правдивости

 

 

Тот, кто правдив, не думает о том,
Что древний свод идет кривым путем.
 

Ум направляет к цели — по прямой.
От цели отдаляет путь кривой.
 

Прям кипарис и к небу устремлен,
И никогда не увядает он.
А гиацинт деревья обвивал,
И почернел под осень, и увял.
 

Правдивость — сущность истинных людей;
Два главных свойства различимы в ней.
Вот первое: не только на словах,
Правдивым будь и в мыслях и в делах.
Второе: сожалей о мире лжи,
Но правду вслух бестрепетно скажи. 
И оба свойства эти хороши,
И оба — знак величия души...
 

И кто правдив сегодня — о, как он
Гоненьем и нуждою угнетен!
 

Когда ты по невежеству солжешь,
То, может быть,— не в счет такая ложь.
Но тот — неверный, не мужчина тот,
Кто делом лжи, как ремеслом, живет.
 

И сколько бы ни ухитрялся он,
В конце концов он будет обличен.
И если он обманет весь народ,
Но все же от возмездья не уйдет.
 

Когда не можешь правды ты сказать —
Молчи, терпи и жди, но бойся лгать.

 

 

            О знании
 

Пока с людьми враждует небосвод,

Почет — невеждам, а ученым — гнет.
Везде, где угнетение царит,
Познанья сад запущен и забыт.
 

Вино ключом нечестия зовут,
Но как к нему уста-рубины льнут.
 

Уходит на чужбину — нищ и наг —
Томимый жаждой знания бедняк.
Истлело платье на плечах его,
И нет сандалий на ногах его.

 

 

    О ценности жизни

 

 

Зачем при жизни траур надевать?
Умрешь — тебя успеют обрыдать
 

В душе твоей печаль; ты не страдай,
Свою печаль стократ не умножай!
 

Заботами свой век не сокращай,
Одну заботу в две не превращай,
Но от своей печали отдохни,
Усталость, скуку, горечь отгони!
 

Пускай судьбы гоненье велико,
Старайся пережить его легко.
 

Как ни громаден труд, но победит
Тот, кто на этот труд легко глядит.
 

Что ты скорбишь над бездной бытия,
Когда одно мгновенье — жизнь твоя?
 

Ты милосерден, ты — родник любви,
Не мучься, милость сам себе яви.
 

Тебе дана двойная благодать —
Всей грудью вольным воздухом дышать.
 

Не тронь ничью казну, ничью семью
И чти чужую честь, как честь свою.
 

Стремящийся к возлюбленной своей
Да будет осчастливлен встречей с ней.

Яндекс.Метрика